"Украина — не полигон для испытания потенциально опасных веществ", - основатель UKRAVIT

Начиная с июня 2017 года, продолжаются дискуссии относительно внесения изменений к статье 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах». Суть изменений заключается в предоставлении разрешения на ввоз в Украину пестицидов, незарегистрированных в стране-производителе (законопроект №6606).

А недавно ситуация снова получила резонанс. В октябре прошлого года в Парламенте зарегистрирован законопроект №2289, что практически дублирует предыдущий проект №6606 и позволяющий ввозить на таможенную территорию Украины незарегистрированные в стране-производителе пестициды, а также позволяет применение, хранение, торговлю, рекламу и перевозку остатков пестицидов и агрохимикатов, срок регистрации которых истек, в течение 2 лет.

Однако, как и в 2017 году, вопрос воспринимается неоднозначно, поскольку ряд мощных игроков национального рынка категорически не согласны с такими изменениями. Среди них – компания «UKRAVIT», Всеукраинская экологическая лига, Ассоциация животноводов Украины, Украинская Бизнес Ассоциация и другие.
В частности, основатель UKRAVIT Валерий Ильченко отметил несколько моментов.

Например, лоббисты законопроекта №2289 в своем требовании разрешить ввоз незарегистрированных в стране-производителе пестицидов опираются на отсутствие подобных требований в законодательстве США, ЕС и других развитых стран. Однако умалчивают тот факт, что именно для этих стран обязательной является регистрация каждого компонента препарата, независимо от того, является ли он действующим веществом, или вспомогательным (Регламент ЕС №1907/2006 REACH и TSCA). Потому что развитые страны заботятся о своей экологии и безопасности своих граждан. И требуя оставить ограничения на ввоз незарегистрированных пестицидов в Украину, мы хотим того же. Наша страна — не полигон для испытания потенциально опасных веществ. Если же пестицид не зарегистрирован в стране-производителе и ни в одной другой стране мира, он, вполне вероятно, может нанести вред экологии Украины и здоровью человека. Поэтому его необходимо сначала всесторонне исследовать в условиях, которые исключают возможность его попадания в экосистему страны.

Последствием запрета ввоза незарегистрированных в стране-производителе пестицидов сторонники законопроекта №2289 считают создание искусственного барьера для использования инновационных продуктов и, соответственно, увеличение пестицидной нагрузки на экосистему. Однако запрет не касается действительно инновационных продуктов, которые прошли проверку в агроиндустрии ЕС и других странах и доказали свою эффективность и безопасность на практике.

Что же касается «потерь», которые через ограничения, якобы, испытывает украинская наука, то хочу напомнить, что запрет распространяется исключительно на промышленные партии. Для нужд науки препараты ввозятся беспрепятственно. Кроме того, ограничения на ввоз незарегистрированных в стране-производителе пестицидов дает возможность развиваться, привлекать инвестиции и создавать собственные инновационные разработки отечественным производителям и, соответственно, способствовать импортозамещению и развитию Украины. А это, конечно, совсем не интересует мультинациональных производителей.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что с незарегистрированными в стране-производителе пестицидами в Украине может хлынуть лавина фальсификата, контролировать который будет невозможно. Ситуацию существенно усложняет и несовершенство системы контроля и регистрации «химии» в Украине.

Поэтому пока мы не приведем действующие лаборатории к европейским нормам и стандартам, не выработает эффективные методики, говорить о ввозе незарегистрированных пестицидов нет смысла. И ограничения в этом вопросе в нашем законодательстве пока является едва ли не единственным "предохранителем", который отдаляет нас от возможного экологического кризиса.+



Все новости